Rose debug info
---------------

Я в интернете

РСС   Джейсон-фид

На новые заметки можно подписаться в Телеграме. Старые заметки переехали в архив.

Искусственные запреты в интерфейсах

Во времена, когда я активно переписывался во «ВКонтакте», у меня был специальный диалог с самим собой. Разработчики знали об этой неочевидной фиче сервиса и намеренно не удаляли её. И знаете, они большие молодцы.

Диалог с самим собой — чрезвычайно удобная штука: бывает, что в голову приходит мысль, а правильно оформить её нет времени. В таком случае я просто бросаю эту идею в диалог с самим собой и вечером разгребаю завал из таких идей. Некоторые просто удаляю, а другие оформляю в виде задач и записываю в тудушник.

Продвинутые социальные сети и мессенджеры знают, что некоторые пользователи любят строчить сообщения самим себе и учитывают эту особенность при проектировании интерфейса. Например, в Телеграме при попытке написать самому себе автоматически создастся диалог с названием «избранное».

Есть и откровенно тупые и неуклюжие решения, где дизайнер по какой-то непонятной причине решил запретить пользователю взаимодействовать с интерфейсом так, как ему будет удобнее.

Вообще, интерфейсы, где пользователю самому приходится находить решения для более удобного взаимодействия с системой, предлагаю считать по умолчанию плохими: если пользователь придумывает решения круче дизайнера и последний их даже не трудится анализировать и внедрять, то грош цена такому дизайнеру.

Чаще всего это происходит из-за банальной непредусмотрительности, реже — из-за того, что дизайнер считает себя самым умным и намеренно запрещает пользователю взаимодействовать с интерфейсом каким-нибудь необычным способом. Хороший интерфейс нужно проектировать таким способом, чтобы неуместные искусственные запреты попросту не приходилось бы создавать.

Например, у разработчиков так повелось, что перед отправкой формы с адресом электронной почты они очень любят его проверять. Если скрипту что-то не понравится, вам с радостью покажут кукиш:

Но очень часто кукиш показывают даже тогда, когда этот адрес на самом деле является правильным:

Я не использую один адрес электронной почты для регистрации на разных сайтах. Вместо [email protected] я предпочитаю использовать адрес вида mikhail+названиесайта.ру@podivilov.ru, чтобы если по воле какого-нибудь недобросовестного человека на мою почту начнёт приходить спам, я сразу смог понять, кто совершил это злодеяние. И предпринять соответствующие меры, конечно.

Решение проблемы тривиально: не валидировать адрес электронной почты перед отправкой формы. Смотрите, тут всё просто: человек может ошибиться и без использования каких-нибудь неправильных символов, если вместо [email protected] опечатается и напишет [email protected].

Сервер с радостью подхватит такое письмо и отправит его в никуда, радостно уведомив пользователя, что «письмо отправлено, ура-ура-ура». Вот только на самом деле вы просто обманете пользователя, потому что хоть письмо де-юре было действительно отправлено, де-факто адресант никогда не получит ответ на свой настоящий почтовый ящик.

Вместо радостных возгласов вроде «письмо отправлено, мы молодцы, ждите ответа в течение следующих нцать часов, нцать минут» нужно деликатно уведомлять пользователя о том, что, вероятнее всего, всё хорошо, но факап тоже мог произойти: «мы приняли вашу заявку и отправили копию на ваш адрес электронной почты, чтобы убедиться, что письмо не потерялось». Все в плюсе, все радуются, мир спасён.

Занавес.

Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Запинить
 237   6 мес   #дизайн   #интерфейсы
Дальше
2 комментария
Иван Ветошкин 6 мес

Михаил, а у вас на домене — почта от Google?

А по поводу плюса в поле для почты — его же тоже можно включать в алгоритм валидации.

Михаил Подивилов 6 мес

Нет, у меня почта от Яндекса.

По поводу плюса в поле для почты: валидировать можно сколько душе угодно, но сути это не меняет — можно опечататься и написать [email protected] вместо [email protected].

Иван Ветошкин 6 мес

Всё-таки мне кажется, что если пользователь опечатался в собственном адресе почты, это исключительно его проблема. Не стоит снимать с пользователя ответственность за его очевидные и легко проверяемые ошибки.

Михаил Подивилов 6 мес

Это проблема сервиса, а не пользователя. Например, если пользователь опечатается в адресе электронной почты и не получит своё письмо, он может создать дополнительную нагрузку на техническую поддержку. Этого не произойдёт, если просто учитывать человеческий фактор при проектировании интерфейса и избегать технозависимости.